Выборы-2014: сценарии и прогнозы

26.08.2014

В предстоящий единый день голосования 14 сентября 2014 года будет поставлен своего рода рекорд – назначено более 6 тысяч выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

 

Выборы глав регионов пройдут в 30 субъектах Российской Федерации, в которых примут участие 136 кандидатов от 24 партий и 2 самовыдвиженца. Кампании проходят в обстановке консолидации подавляющей части российского общества вокруг действующей власти, вокруг Президента Российской Федерации Владимира Путина. Новую повестку сформировал ряд политических событий последнего времени, в первую очередь – возвращение Крыма в состав России, события на Юго-Востоке Украины и беспрецедентные попытки давления на наше государство, предпринятые западными державами.

В исследовании авторами приведен анализ текущих сценариев выборных кампаний кандидатов, в том числе оценена степень влияния механизма муниципального фильтра на качественную и количественную составляющую партийного представительства.

Также в докладе даны оценки открытости и конкурентности выборных кампаний, что является важным условием обеспечения легитимности электоральных процедур. Проведение демократических выборов – это гарантия соблюдения конституционных прав избирателей.

Основные ВЫВОДЫ, изложенные в докладе ФоРГО:

1. 14 сентября будет поставлен своего рода рекорд – выборы глав пройдут, как сказано, в 30 субъектах Российской Федерации. Ни в 1990-х гг., ни в 2000-х никогда не избирали сразу столько губернаторов в один день голосования. (В 1996 г. провели выборы сразу в 42 регионах. Но они были разнесены по датам, та региональная кампания растянулась на много месяцев). Справочно: 17 декабря 1995 г. голосования проходили одновременно в 12 регионах, 22 декабря 1996-го – в 14 (причем в одних регионах в тот день проходили первые туры, а в других вторые).

2. В выборах участвуют 136 кандидатов от 24 партий, т.е. партийное представительство увеличилось вдвое по сравнению с прошлым годом (тогда муниципальный фильтр прошли выдвиженцы 12 партий), что свидетельствует о реальном развитии политической конкуренции.

3. Кандидаты и партии, как и в 2012-2013 гг., прибегают к коалиционным договоренностям, позволяющим избегать избыточного соперничества и одновременно открывающим оппозиционерам доступ к новым властным постам и возможность улучшить позиции к новым выборам. Обычно их включают в число кандидатов на должность члена Совета Федерации и гарантируют последующее назначение. В этот раз к этому прибегли, в частности, в Приморском крае и Оренбургской области. А в Кировской и Орловской областях, напротив, баллотирующиеся врио губернаторов, не состоящие в «Единой России», договорились о выдвижении в сенат представителей партии власти.

4. В 15 субъектах Федерации – Калмыкии, Республике Коми, Удмуртии, Алтайском и Ставропольском краях, Вологодской, Воронежской, Ивановской, Курганской, Новосибирской, Псковской, Самарской, Тюменской и Челябинской областях и Ненецком автономном округе (НАО) – выборы проходят по изначально «референдумным» сценариям. В 8 регионах – Санкт-Петербурге, Башкортостане, Приморском крае, Волгоградской, Кировской, Курской, Оренбургской и Орловской областях – выбыли сильные потенциальные соперники кандидатов власти (их либо отозвали выдвинувшие их партии, либо они не преодолели муниципальный фильтр) и/или были достигнуты коалиционные договоренности. В результате конкурентные сценарии там не реализовались и выборы идут по «референдумным» сценариям. В двух областях – Липецкой и Нижегородской – врио глав, злоупотребив административным ресурсом, фактически навязали «референдумные» сценарии. В Красноярском крае и Мурманской области кампании балансируют между «референдумными» и конкурентными сценариями. Выборы в Республике Алтай, Якутии и Астраханской области конкурентные.

5. Муниципальный фильтр оппозиционные кандидаты проходили как при помощи «Единой России», реализующей курс на открытость, конкурентность и легитимность выборов, заключавшей ради этого коалиционные договоренности. Так и сугубо самостоятельно, порой преодолевая административное сопротивление (Алтай, Якутия и т.д.). Из чего следует, что фильтр, вопреки утверждениям критиков, не является непроходимым препятствием, а является показателем состоятельности кандидатов.

6. Выборы проходят в обстановке консолидации подавляющей части российского общества вокруг действующей власти, вокруг Президента Владимира Путина. Новую повестку сформировал ряд важных внешне- и внутриполитических событий, в первую очередь возвращение Крыма в состав России, события на Юго-Востоке Украины и беспрецедентные попытки давления на наше государство, предпринятые западными странами. Это обеспечивает кандидатам власти дополнительный электоральный бонус.

Комментарии экспертов филиала ФоРГО в Калининграде Алексея Высоцкого, В.Н. Абрамова, и руководителя филиала ФоРГО в Калининграде Елены Воловой:

По мнению эксперта Фонда, социолога Алексея Высоцкого доклад Фонда подтверждает еще весеннюю гипотезу о том, что сентябрьские выборы будут проходить в атмосфере мобилизации населения вокруг политики государства, власти. Прежде всего, конечно, речь идет о поддержке населением курса Президента, но и губернаторы в этой ситуации получают свои бонусы. Насколько я помню, в прошлом году «референдумный» характер губернаторских выборов был достаточно критикуем. В этом же политическом сезоне подобные «референдумы» воспринимаются как должное, а самим врио губернаторов такой характер кампании позволяет сосредоточиться на позитивной, программной повестке. Заслужена критика в докладе тех регионов, которые пошли у себя по пути зачисток конкурентного поля. Выигрывать надо содержанием, а не устранением сильных системных претендентов. Наконец, мы видим увеличение числа политических партий, выдвигающих своих кандидатов. Многие из этих новых партий по привычке называют «малыми». Но в случае, если прогноз Фонда о том, что в ряде регионов их кандидаты займут высокие места, оправдается, появляется дополнительная интрига по поводу Думской кампании 2016-го года.

Как отметил эксперт Фонда развития гражданского общества политический аналитик В.Н Абрамов представленный доклад дает исчерпывающую и объективную оценку ситуации, сложившейся в ходе нынешних губернаторских выборов, которые 14 сентября проходят в 40% субъектов Федерации. Эксперты ФоРГО акцентируют внимание на том, что уровень конкурентной борьбы в ходе этой электоральной кампании отражает реальное соотношение сил в подавляющем большинстве регионов. Российская оппозиция по-прежнему демонстрирует свою неспособность к консолидации, слабость региональных филиалов и дефицит популярных лидеров на провинциальном уровне. При этом положительным моментом следует признать заключенные в ходе нынешней кампании коалиционные соглашения. С учетом нынешнего состояния российской партийной системы такой путь выглядит единственным способом продвижения к формированию зрелой демократии, представляющую собой конкурентную борьбу за власть посредством получения поддержки большинства населения, в рамках которой ни один из потенциальных победителей не ставит под сомнения базовые принципы существующего социально-экономического и политического строя. Нельзя не согласиться с выводом авторов доклада о том, что даже условия обреченного на поражение соревнования с заведомым лидером предвыборной гонки, дают шанс представителям оппозиции для реального отбора перспективных политиков, мобилизации своих сил и проверки их в реальной борьбе. В конце концов, будущий президент Франции Франсуа Миттеран сперва проиграл четыре избирательные кампании, чтобы выиграть пятую.

По словам Елены Воловой доклад Фонда развития гражданского общества дает качественный анализ избирательных кампаний, которые пройдут в российских регионах в 2014 году и четкую оценку нынешнему этапу развития партийной системы и политических процессов в стране. Если говорить применительно к нашему региону, то скорее всего выборы губернатора Калининградской области в 2015 году пройдут, как и в большинстве регионов, по референдумному сценарию. Во-первых, потому что местная оппозиция не проявляет активности и в этой связи особенно актуален тезис руководителя ФоРГО К.Костина о том, что политики должны работать каждый день и тогда им не придется жаловаться ни на административный ресурс ни на сложности муниципального фильтра. Во-вторых, и это отмечено в докладе ФоРГО, поддержка Президента РФ, прямая или косвенная, обеспечивает кандидату серьезный электоральный бонус, поскольку рейтинг самого Президента беспрецендентно высок. Кого поддержит Президент РФ мы пока не знаем, но уже сейчас можно говорить, что этот кандидат станет фаворитом грядущих выборов. Тем не менее, на местных муниципальных выборах этого года мы наблюдаем, что заметно возрос уровень конкуренции между парламентскими партиями, повысился уровень подготовки к кампании и в итоге количество кандидатов от оппозиции превышает количество кандидатов от партии «Единая Россия», а процент недопущенных к выборам невысок. Это говорит о том, что конкуренция в регионе есть, но развитие конкуренции является результатом постоянных усилий и напряженной работы. Кроме того, эти факты подчеркивают стремление власти к открытым, конкурентным и легитимным выборам, что на сегодняшний день является очень важным признаком их демократичности.